Плитка по-европейски.




Недавно я проехался по Прибалтийским столицам. Заглянул в Вильнюс, Ригу и Таллин. В каждом городе была небольшая экскурсия по центру. Первая экскурсия началась у Острой брамы в Вильнюсе. Так, вот, первое, что мне бросилось в глаза – велосипедная дорожка. Тут я вспомнил, что в Москве с приходом мэра Собянина начались различные эксперименты с покрытием дорог, выделенных полос для общественного транспорта и велосипедов. Решил понаблюдать, как со всем этим обстоят дела в Европе. Пусть Прибалтика там и не так давно, но всё-таки – в Евросоюзе.

Та самая велодорожка у входа в старый город в Вильнюсе.
01.

Всё в голове вперемешку, с чего бы начать?
Наверное, с плитки. Минувшим летом по всей Москве в пределах Садового кольца и на некоторых крупных проспектах вскрыли асфальт на тротуарах и меняли его на тротуарную плитку. Большинству, наверное было всё равно, кто-то не понимал этих маневров, списывая всё на очередной распил бюджета, были и те, кто пытался бороться с нововведениями.
02.

Неустанный борец со всем и против всех (или за всё и за всех) Сергей Удальцов на очередном митинге против авральной замены асфальта на плитку.
03.

Давайте взглянем на образцы плитки в центре европейских городов. Там она бывает совершенно разная – современная, советская, каменная брусчатка или булыжник…

Очень похожа на «Собянинскую», но немного повеселее.
04.

А вот, булыжная мостовая во дворе церкви, но такого неудобного покрытия очень мало. Чуть дальше начинается обычная плитка. Ее видно в углу кадра.
05.

Идем дальше. «Московские» кирпичики – тротуар, точно такая же, но квадратная плитка – проезжая часть, а каменная брусчатка образует неглубокую канавку, по которой во время дождя до ближайшего водостока течет вода.
06.

Продолжаем движение по все той же центральной улице Вильнюса. Здесь проезжая часть чаще всего покрыта каменной брусчаткой. Где-то сохранившейся оригинальной, где-то, наверняка, уже новой, но с сохранением стиля.
07.

08.

Мне очень понравилась такая «кирпичная» кладка.
09.

Пешеходную часть улицы стараются сделать более удобной для ходьбы.
10.

Здесь вообще идеально ровные гранитные плиты.
11.

Но, много где лежат, наверное, еще с советских времен бетонные плитки.
12.

А если выйти в город, где идет обычная столичная жизнь, там и вовсе полно разбитых тротуаров с такой плиткой или с потрескавшимся асфальтом.
13.

В центре Риги картина примерно такая же, как в Вильнюсе.
Местами брусчатка, местами булыжник.
14.

Где-то и вовсе мечта московских таджиков 🙂
15.

Кстати, вот так выглядят московские плиткоукладчики.
16.

А это рабочие кладут брусчатку в центре Риги.
17.

Отдельно хотелось бы отметить президентский замок в Риге. Здесь потрескавшийся залатанный асфальт и облупленные стены 🙂
18.

Так, давайте еще взглянем на таллинский тротуар. Здесь сохранилось намного больше средневековых построек, покрытие дороги, наверняка, тоже из глубины веков, но для пешеходов тротуары покрыты аккуратными гранитными плитами.
19.

А здесь, на довольно крутом спуске, замощенном булыжником, кроме ровной дорожки сделаны еще и перила. Эстонцы не хотят, чтобы понаехавшие туристы поубивались на их древних улочках.
20.

Шел я сейчас по Москве.
21.

22.

Есть у нас и брусчатка, как минимум на Красной площади и на Баррикадной, местами лежит ровный гранит, где-то можно встретить плитку советских времен и полно «собянинской» плитки. В общем, c тротуарами всё Ок 🙂 Но есть куда расти!

Хотел еще о нескольких наблюдениях сюда написать, но нет, надо будет в отдельные посты вынести, чтобы не устраивать помойку, складывая всё в одну кучу.

Плитка по-европейски.: 14 комментариев

  1. Как-то напомнило девяностые, школьная экскурсия в недавно самостоятельную Литву. Непривычная чистота и именно эта плитка в Вильнюсе и Каунасе.

    1. Тогда, наверное, и на стенах было чисто. А то сейчас даже в старом городе много где изрисовано, а за пределами исторического центра так вообще свободного места мало…

      Говорят, так модно в Европе. Читал рассказ про Берлин, там тоже всё в граффити.

    1. Качественная и по уму уложенная плитка – это круто. Посмотрим, как Москва переживет зиму. Боюсь, что часть просядет, часть морозы побьют, ну и ломами лед сбивая покоцают много.

  2. Фото №20 – этим перилам несколько миллионов лет. А если серьезно, то я их помню с 1980-го года. Реально – подняться по этой улице не все могут без опоры. А зимой в гололед – без них вообще никак.
    Другой вопрос, что эти перила мешали снимать несколько эпизодов “Черной стрелы”. 🙂
    Гедемино в Вильнюсе перемостили еще в 1980-е. Тогда Литва сумела пробить себе денег на дорожное строительство. С тех пор – почти не трогали.
    В Риге с мостовыми хуже. Асфальт кладут на главных дорогах, перекладывают мостовую в центре на туристических тропах, а остальное постепенно приходит в запустение. И местами улицы в Риге похожи на Петроградскую сторону в Питере. Если с тех же главных дорог сойти.

  3. Любая плитка/брусчатка зло! Только асфальт! Кто не каблуках не ходил никогда не поймет!

    1. Для тех, кто на каблуках ходит машин понапридумывали, а 5 метров до входа в ресторан или в театр можно и потерпеть.
      Каблуки летом в расплавленном асфальте не тонут? 🙂

      1. На каблуках ходят почти все девушки, хоть иногда, а машины далеко не у всех. И потом в центре как раз если и удастся припарковаться сорее всего даааалеко от места назначения)
        Тонут, и в земле тоже застревают, и в эскалаторе, и в сливных решетках)

    2. В Вильнюсе на каблуках по Старому городу только туристки из СНГ и ходят кстати 🙂

  4. А если она, как на 19-м фото, где голубь ходит? Вроде очень даже ничего…

Обсуждение закрыто.